"Потребительская кооперация одно из приоритетных направлений развития в Республике Хакасия". Именно так определил Глава республики В.М.Зимин 12 апреля 2017 года в с.Аскиз где состоялось выездное заседание президиума Совета развития Республики Хакасия. В заседании приняли участие руководители республиканских министерств и ведомств, ректор ХГУ им. Н.Ф. Катанова Татьяна Краснова, главы ряда муниципальных образований, представители малого и среднего бизнеса региона.
С докладом о концепции развития потребительской кооперации Республики Хакасия на 2017-2021 годы выступил Председатель Правления Хакрепотребсоюза Мальцев А.А. Самому документу дана высокая оценка, что позволило утвердить его единогласно.
Александр Алексеевич рассказал о проведенной работе по организации заготовительно-производственного цикла, строительстве новых объектов а.Усть-Хойза и д.Нижний Имек, развитии регионального бренда "Лесовята Хакасии".
Он отметил, что в настоящее время, когда надёжность партнёрских отношений подтверждена не словами, а конкретными результатами, возникает вполне объективная необходимость развивать государственно-кооперативное партнёрство на более качественном уровне с решением существующих проблем по доступу организаций потребительской кооперации ко всем действующим форматам государственной поддержки.
До настоящего времени существует проблемы, не позволяющие организациям потребительской кооперации использовать государственную поддержку в полной мере. Например, организации потребительской кооперации, в силу своего структурного внутреннего товарооборота, не относятся к категории «сельхозтоваропроизводителя», а значит, не могут быть субъектами получения государственной поддержки по модернизации своей МТБ и по приобретению сельхозтехники в рамках поддержки агропромышленного комплекса.
Такой поддержкой в основном пользуются субъекты сельскохозяйственной кооперации, осуществляющие свою хозяйственную деятельность по закону «О сельскохозяйственной кооперации».
Также организации потребительской кооперации не могут участвовать в программе по поддержке малого и среднего бизнеса в силу большого количества пайщиков не зарегистрированных в ЕГРЮЛ, а также в связи с тем, что осуществляют торговлю подакцизными товарами. Союзы также не могут быть участниками данной программы.
Организации потребительской кооперации не могут участвовать по программе развития монотерриторий республики, так как не являются коммерческими организациями.
В настоящее время действует только подпрограмма «Развитие потребительской кооперации» в составе государственной программы «Развитие малых и отдёлённых сёл Республики Хакасия», что крайне недостаточно для раскрытия внутреннего потенциала организаций потребкооперации.
Однако существующую проблему, с учётом особенностей потребительской кооперации, можно разрешить в рамках реализации объединённой Концепции развития системы потребительской кооперации, что позволит максимально раскрыть свой заготовительно-производственный потенциал через работу с личными подсобными и фермерскими хозяйствами.
Концепция предусматривает ряд экономических инициатив и ключевых показателей эффективности, направленных на вывод кооперативных организаций на современный уровень торгово-производственного процесса, логистики и управления.
В рамках пятилетнего плана реализации Концепции предусматривается модернизация производственных, складских и торговых объектов необходимых для развития потребительской кооперации как товаропроизводящей, так и товаропроводящей системы.
Этапы реализации Концепции:
1 этап – Разработка механизмов государственной поддержки организаций потребительской кооперации системы Союза потребительских обществ Республики Хакасия, связанных с заготовительно-производственной и торговой деятельностью - (2017г.);
2 этап – Модернизация объектов заготовительно – производственного и торгового звена (овощехранилище, склады, заготовительные пункты при торговых магазинах, производственные цеха) – (2018-2019гг);
3 этап – Создание оптово-распределительного логистического центра – (2020-2021гг).
В ходе исполнения Концепции региональная потребкооперация должна стать экономически эффективным и современным механизмом способным развивать свои партнёрские отношения с ЛПХ, КФХ и сельхозкооперативами по сбыту и переработке сельхозяйственной и дикоросной продукции.